Игры на развитие словарного запаса и грамматических категорий. (2013-01-10)

Назови ласково

 

Игра простая, но полезная. Развивает словарный запас и словообразование. Родитель называет какой-либо предмет, ребенок должен назвать этот предмет ласково: кот – котик, мешок – мешочек, рука – ручка, чашка – чашечка и т.д. Можно меняться ролями.

 

Скажи наоборот

 

В этой игре тренируем навык образования антонимов (слов с противоположным значением).

Родитель подбирает и называет разные слова, а ребенок должен назвать слово с противопожным значением. Части речи можно использовать любые. Например: большой – маленький, чистюля – грязнуля, далеко – близко, умный – глупый и т.д.

Опять же, можно поменяться ролями. Ребенок называет слово, родитель антоним.

Кто это? Что это?

 

В этой игре предлагается угадать предмет по его описанию. Например, родитель загадал слово «яблоко» и описывает его ребенку: оно круглое, может быть красным, может быть зеленым, а может и желтым. На вкус бывает кислое или сладкое. Что это такое?»

Загадывать можно абсолютно любые предметы – живые и неживые. Чем младше ребенок, тем проще слово и подробнее описание.

Можно меняться ролями: ребенок описывает – родитель отгадывает.

Игра развивает словарный запас и связную речь вашего ребенка.

 

«Я знаю…»

 

Суть игры в перечислении предметов одной группы. Нужно назвать предметы довольно быстро, не задумываясь надолго. Например, родитель говорит: «Я знаю пять названий цветов: роза – раз, ромашка – два, фиалка – три, одуванчик – четыре, лилия – пять.» Потом очередь ребенка. Можно упростить задачу и называть не по 5 предметов, а по три. Мы в детстве играли в такую игру, набивая мяч. Заодно тренируем и ловкость. С ребенком школьного возраста можно использовать и мяч, если вы не просто куда-то идете, а гуляете.

Можете называть детенышей зверей, цветы, деревья, имена мальчиков или девочек, игрушки, продукты, зверей, овощи или фрукты, реки или моря, улицы в вашем городе, планеты – все, что угодно.

 

Больше и меньше

 

<Родитель говорит: «Слон больше, чем…» , ребенок должен закончить фразу, например: «...мышка»«Яйцо больше, чем…» — «семечка» и т.д.

Другой вариант – называть предметы, большие по объему: «Мышка меньше, чем…» — «кошка» и т.д.

 

Один – много…

 

Игра элементарная. Родитель называет предмет в единственном числе, ребенок этот же предмет во множественном: кот – коты, глаз – глаза, мальчик – мальчики и т. д. Можно сделать наоборот – от множественного числа образовать единственное: коты – кот, руки – рука.

 

Кто что может?

 

В этой игре предлагается выбрать предмет и говорить, что этот предмет может делать. Например, ПЕТУХ может кукарекать, клевать, летать, смотреть, хлопать (крыльями) и т.д.

ДЕВОЧКА может играть, петь, танцевать, убирать и проч.

Кто сможет больше назвать слов — действий.

 

Что можно этим делать?

 

Это вариант игры «Кто что может» для неодушевленных предметов. Называем один предмет и перечисляем, что с ним можно сделать: ВАЗУ можно поставить (на стол), разбить, положить (в коробку) и проч.

МЯЧ можно подбрасывать, пинать, ловить, порвать, потерять и проч.

 

Придумай рифму

 

В этой игре необходимо к любыем словам подбирать рифмующиеся слова: день – тень, Маша  каша, рисует – танцует и т. д.

 

Придумаем рассказ

 

Суть игры в следующем: родитель придумывает предложения, ребенок заканчивает каждое. В итоге получается рассказ. Например: «В небе светит….. (солнышко). Мы с тобой идем…. (домой). Дома мы сначала… (поужинаем), а потом ….. (посмотрим мультик)».


Добавить комментарий