Конспект урока. Антонимы 2 кл. (2013-01-07)

Групповое занятие с учащимися 2 кл с нарушением чтения и письма, обусловленными НВОНР по теме: «Антонимы«.

Цель:

  • дать детям понятие об антонимах;

Задачи:

  • активизировать и расширять словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов в самостоятельной речи;
    • развивать внимание, мышление, способность контролировать действия.

Оборудование:

  • доска, мел,
  • наглядно-иллюстративный материал,
  • авторучки, тетради.

План занятия:

1) Организационный момент. Речевая разминка. (7 мин.)

2) Повторение изученного материала (синонимы). (7 мин.)

3) Работа по теме:
а) Введение в тему занятия. (7 мин.)
б) Объяснение нового материала (7 мин)
в) Тренировочные упражнения. (10 мин)

4) Подведение итогов занятия. (2 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь правильно и красиво. Улыбнитесь друг- другу, чтобы урок прошел с хорошим настроением.

Речевая гимнастика:

Произнести слоги: Та-то-ту-ти-те

а) в средней тональности;

б) повышая голос;

в) понижая голос

Работа над дикцией:

Прочтите скороговорку: Шесть мышат в шалаше шуршат.

а) про себя;

б) вслух громко;

в) Пробуем проговорить ее быстро и четко?

2. Повторение изученного материала.

– Ребята, с какими словами мы познакомились на прошлом занятии? (со словами – синонимами).

– Какие слова мы называем синонимами? (слова, которые об одном и том же говорят по-разному).

– Давайте поиграем. Подберите к слову “ промежуток”, слова синонимы.

– Я загадываю загадку, а вы говорите отгадку (вывешивается слово “промежуток”).

Логопед:

Простое слово “промежуток”
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все (Антракт)

На время что-то прекратив,
Мы объявляем (Перерыв)

В борьбе, в труде, устали слишком.
Дают уставшим ( Передышку).

После уроков непременно
Нужна ребятам (Перемена).

– Логопед: Вот мы и подобрали близкие по значению слова к слову “промежуток”.

– Напомните мне какие?(…;…;…;…)

– Вывод: Синонимы– это слова близкие по значению или слова- братья, которые по-разному называют одно и то же.

3. Работа по теме.

Сегодня мы с вами отправимся в страну “ Волшебницы Речи”. А пропуском в эту страну послужит вот это задание (про 5 человечков).

– Перед вами 5 человечков. У человечка посередине надпись “ДРУГ”. Подберите человечкам справа 2 слова-синонима (товарищ, приятель)

– А теперь человечкам слева, которые вниз головой, 2 слова с противоположным значением (враг, недруг). Впишите эти слова в карточки.

На сегодняшнем занятии мы будем говорить о словах с противоположным значением (показываются перевернутые человечки).

– Для того, чтобы начать наш путь, давайте ознакомимся с картой нашего путешествия:

– На станции “Противоположные слова” нас поджидают котенок и лев.

– Давайте опишем их.

– Какие они по размеру?

– Какая у них шерстка?

-Сравните животных по характеру.

На доске картинки и запись:

КОТЕНОКмаленький
пушистый
ласковый
 ЛЕВбольшой
гладкая
сердитый, грозный

– Прочитайте хором пары.

– Какие это слова, близкие или противоположные по значению? (противоположные).

– Слова с противоположным значением называются – АНТОНИМЫ (повторить хором и по одному).

– А теперь потренируемся в подборе антонимов. Игра в мяч.

–Я бросаю каждому из вас мячик и называю слово, а вы называете мне слово с противоположным значением, слово-антоним.

ВЫСОКО – (НИЗКО),  ДАЛЕКО — (БЛИЗКО),  ТРУС -(ХРАБРЕЦ), НАЧАЛО – (КОНЕЦ),

ЧЕРНОЕ – (БЕЛОЕ), ШИРОКИЙ – (УЗКИЙ),  УМНЫЙ – (ГЛУПЫЙ), ХОРОШО – (ПЛОХО), СТАРЫЙ – (НОВЫЙ), ЧИСТО – (ГРЯЗНО)

б) – А теперь встаньте, подойдите ко мне. На столике лежат конверты, выберите по одному любому конверту, откройте его и прочитайте слово, которое вложено в ваш конверт.

– Теперь посмотрите на доску, там прикреплены слова-антонимы. Подберите к своему слову, слово с противоположным значением. Расположите получившие пары на доске.

Трудолюбивый – ленивый (прилагательное)
Труд – лень (существительное)
Работать – отдыхать (глагол)
Жара – холод (существительное)
Восход – закат (существительное)

– Какими частями речи могут выражаться антонимы? (существительные, прилагательные, глагол).

ВЫВОД: Объединяясь в пары, антонимы могут сообщать нам о состоянии предметов, об их деятельности, о явлениях природы (показать на соответствующие пары)

– А теперь попробуйте подобрать слово с противоположным значением к словам: кастрюля, Сережа, корова.

– Невозможно? (Нет.)

– Не все слова имеют антонимы!

Физкультминутка.

– Переходим на станцию “Пословицы”

– В загадках и пословицах мало слов, но много народной мудрости. В них часто используются слова-антонимы.

– Перед вами карточки с загадками и пословицами. Впишите вместо черточек слова-антонимы.

Труд всегда дает, а лень только____________
Ученье свет, а неученее– ____________
Лучшая вещь – новая, лучший друг ____________
Знай больше, а говори _________

Проверка: Прочти свой текст. Какое слово ты вписал? Какая здесь пара антонимов? Как ты понимаешь значение данной пословицы?

– И вот мы прибыли на последнюю станцию, где нас поджидает “Волшебница Речь”. Она приготовила нам последнее задание. Нам надо закончить рассказ.

Вот начало рассказа: Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….

– То, о чем я вам прочитала было в прошлом или происходит в настоящее время?(в прошлом).

– А мы должны изменить рассказ так, как будто все происходит сейчас. Там, где описываются события, происходящие прежде и сейчас, обязательно есть антонимы.

– Подберите к выделенным в тексте словам, слова-антонимы и закончите рассказ. Коллективная работа.

4. Вот и закончилось наше путешествие.

– О каких словах мы с вами говорили?

– Что такое антонимы?

– Антонимы часто употребляются в нашей речи, а также на уроках математики, встречаются в пословицах, загадках, поговорках.

– На следующем занятии, мы продолжим работу с антонимами.

–– Занятие окончено. Спасибо.


Один комментарий на «“Конспект урока. Антонимы 2 кл.”»

  1. Jan:

    In the copmcilated world we live in, it’s good to find simple solutions.

Добавить комментарий