Конспект урока. Буквы О-А 1 класс. (2013-01-07)

Групповое логопедическое занятие в 1 классе для детей

с оптической дизграфией по теме: «Буквы а-о».

Цель:

  • научить детей выделять «опорные» сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно, обозначаемые ими звуки).

 

Задачи:

  • закрепить связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой;
  • формировать навык звукового анализа и синтеза;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, пространственные ориентировки.

Оборудование: зеркала, звуковые линейки, карточки с буквами а и о, буквы а и о, вырезанные из наждачной бумаги, карточки с пропущенными буквами а и о, деформированный текст, сюжетная картинка на пространственную ориентировку, элементы букв.

План урока:

1) Организационный момент. (2 мин.)

2) Повторение пройденного материала. (3 мин.)

3) Объяснение новой темы.

а) уточнение элементов букв; (5 мин.)

б) закрепление элементов букв; (3 мин.)

в) тактильный контроль; (3 мин.)

г) физминутка; (4 мин.)

д) отождествление буквы со звуком; (5 мин.)

е) развитие фонематического слуха; (4 мин.)

ж) развитие навыков фонематического анализа и синтеза; (4 мин.)

з) отработка написания букв; (4 мин.)

4) Итоги занятия. (3 мин.)

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради. Куда направлена штриховка в рисунке? Заштрихуйте весь рисунок.

2. Повторение пройденного материала (ориентировка в пространстве)

Посмотрите внимательно на эту сюжетную картинку. Что находится справа от окна? Что находится слева от окна? Что находится над кроватью? Что находится под столом? Что находится между кроватью и картиной?

3. Объяснение новой темы.

Сегодня на занятие к нам пришли гости – девочка Оля и мальчик Алик. Посмотрите на них внимательно, у Оли очень сильно болят Зубы, она все время охает: ох-ох-ох. А вот Алик вратарь. Он занимается хоккеем. Посмотрите, какая у него клюшка как вы считаете, какие буквы спрятались в их портретах? У Оли? (буква о) У Алика? (буква а). Молодцы! Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (овал).

а) уточнение элементов букв.

Найдите этот элемент у себя на столе и положите слева от себя. Из каких элементов состоит буква а? (овал и крючок). Правильно! Найдите на столе эти элементы и выложите букву а с права от себя. Чем же отличается буква о от буквы а? Сколько элементов у буквы о (один). У буквы. а? (два). Какой элемент прибавляется у буквы а? (крючок).

Запишите число и тему занятия

Сегодня будем учиться различать буквы а и о.

б) закрепление элементов букв.

Запишите на новой строчке букву а красным цветом и скжите, из каких элементов она состоит (овал и крючок). На следующей строчке запишите букву о розовым цветом и скажите, из каких элементов она состоит (овал). Крючок — это тот элемент, который отличает букву а от буквы о.

в) тактильный контроль.

У вас на столах лежат эти буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Обведите букву а и букву о пальчиком. А теперь, обводя каждый раз букву а пальцем, записывайте её в тетрадь красным цветом до половины строки. Обводя букву о пальцем, также записывайте её в тетрадь, но уже розовым цветом, оставшуюся половину строки.

г) физ. минутка (ориентировка в пространстве)

- Катя выйди, пожалуйста, к доске.

- Лена встань за Катей, а Семен встанет перед Катей.

- Лена, скажи, где ты стоишь, используя предлог за?

- Катя, где ты стоишь?

- Семен, скажи, где стоишь ты?

д) отождествление буквы со звуком.

Ребята, какой звук обозначается буквой а? Произнесите его («а»), а какой звук обозначается буквой о под ударением? Произнесите его («о»). Возьмите зеркала и посмотрите артикуляцию этих звуков:

  • «а»- рот широко открыт,
  • «о»- губы овалом.

И ещё раз произнесите. Какие это звуки? (гласные) Почему? (выдох не встречает преграду, мы их поём). Отгадайте, какой звук я произношу? (беззвучная артикуляция звуков «а» и «о»).

Ой, что это? Кто — то летит! Ребята, посмотрите это же Дракоша! Дракоша унес Олю и Алика. Какой ужас! Вместе с исчезновением Оли и Алика пропали все буквы а и о. Наверное, Дракоша хотел что-то написать, и ему понадобились Оля и Алик вмести с буквами а и о. Как же нам теперь быть?

е) развитие фонематического слуха.

Я, кажется, что-то слышу. Ребята, Дракоша прошипел, что отдаст нам Олю и Алика, если вы сумеете различить звуки «а» и «о» на слух.

Я произношу слоги, а вы обводите соответствующую букву а или о.

Слоги: на, до, по, ша, ко.

ж) развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Ребята, найдите место звуков «а» и «о» в словах и подставляйте соответствующую букву к звуковой линейке.

Слова: мост, врач, кругом, кувырком, брусника, малина, соль.

Опять наших друзей нет. Что же Дракоша ещё от нас хочет? Ребята, Дракоша говорит, что он нас просто обманул. Так как вы такие умные, и всё знаете, то он хочет проверить, справитесь ли вы со следующим заданием.

з) отработка написания букв.

Нужно правильно написать буквы а и о в словах. Как вы думаете, справимся ли мы с этим заданием? Берём в руки красный и розовый карандаши и вставляем в карточках пропущенные буквы а и о (а — красным, о-розовым). Проверим.

Какие вы молодцы, так хорошо и быстро справились с заданием. А вот и Дракоша!Ребята, оказывается, Дракоша не знает, как пишутся буквы а и о. Наверное, поэтому, он и украл эти буквы вмести с Олей и Аликом.

4. Итог занятия.

Ребята, Дракоше стало стыдно, что он так некрасиво поступил – украл наших гостей. Он отпустил Олю и Алика, и просит прощения. Он хочет, чтобы вы ещё раз объяснили ему, чем отличаются буквы а и о друг от друга (вторым элементом, у буквы а добавляется крючок). Оля и Алик тоже вас благодарят за то, что вы их спасли. Давайте попрощаемся с Дракошей и нашими друзьями.


Один комментарий на «“Конспект урока. Буквы О-А 1 класс.”»

  1. the best!:

    Хорошая статья. Краткость явно Ваша сестра

Добавить комментарий