Конспект урока. Буквы З-С 1 класс. (2013-01-07)

Групповое логопедическое занятие в 1 классе с ФФНР по теме: «Дифференциация звуков З-З’,С-С’.

 

Цели:

  • Научить детей дифференцировать звуки З-З’,С-С’.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о звуках З-З’,С-С’;
  • Закреплять правильное произношение данных звуков;
  • Развивать зрительное восприятие и оптические представления;
  • Развивать навыки словообразования, работы с омонимами;
  • Развивать навыки звуко-слогового анализа слов, словообразования;
  • Учить оперировать в речи обобщающими понятиями;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;

Оборудование: буквы С — 3 (запись на доске); стилизованные буквы; изображения следов зайца и лисы, двух избушек (лубяной и ледяной); мяч; картинки с изображением героев сказки «Заюшкина избушка».

 

План занятия:

1) Организационный момент.

2) Повторение пройденного материала.

3) Объяснение новой темы:

1) развитие слухового восприятия и внимания;

2) сравнительная характеристика букв З и С;

3) развитие зрительного восприятия и внимания;

4) дифференциация звуков в слогах;

5) дифференциация звуков в словах;

6) физминутка;

7) Закрепление умений словообразования существительных при помощи суффиксов;

8) Конструирование словосочетаний.

4) Итог занятия.

Ход занятия:

 

  1. I.                   Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
  2. Напомните мне, о каких звуках и буквах мы говорили на прошлых занятиях? (О букве З и букве С). А теперь скажите мне, в названии каких дней недели есть эти буквы? (Среда, суббота, воскресенье). А буква З есть в названиях дней недели? (Нет).

 

  1. III.              Объяснение новой темы.

1) Развитие слухового восприятия и внимания.

- Отгадайте героев нашего занятия.

У косого нет берлоги,                                  Хитрая плутовка,

Не нужна ему нора.                                      Рыжая головка,

От врагов спасают ноги,                              Пушистый хвост-краса.

А от голода – кора.                                      Кто же это? … (Лиса).

(Заяц.)

 

Логопед: Из какой сказки эти герои? (Если дети затрудняются при ответе, то логопед зачитывает им отрывок из сказки «Заюшкина избушка». При чтении объясняют значение слов: ЛУБЯНАЯ и ЛЕДЯНАЯ.)

 

Определение темы занятия через выделение парных звуков в словах лиса и заяц.

Определение парных согласных звуков на примере букв: 3-С.

2) Произнесение звуков занятия. Сопоставление их по артикуляции. Соотнесение произнесенных звуков с буквами и символами для их обозначения. Работа с зеркалами.

 

3) Знакомство со стилизованным изображением букв 3 - С. Нахождение букв занятия в ряду сходных стилизованных изображений.

 

Логопед: Лиса и заяц принесли вам свои любимые буквы. Найдите эти буквы. Послушайте про них стихотворение и рассмотрите картинки на доске.

 

Извиваюсь словно змейка,                         Села мышка в уголок,
Срисовать меня сумей-ка!                          Съела бублика кусок.

Что за буква светится
3 не просто завитушка                                Старым ясным месяцем?

3 — пружина,                                                 Полумесяц в небе темном

Крендель, стружка.                                      Буквой С повис над домом.

 

4). Различение звуков С- С’, З- 3′ в слогах. Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.

 

Игра в мяч: « Скажи наоборот»

 

СА-ЗА                   УС-УЗ                    СЕ-ЗЕ                   СЁ – ЗЁ            ЗЯ – СЯ         ЗЭ — СЭ

СО-3О                   СИ-ЗИ                    УС-УЗ                  ЗУ-СУ               СЫ – ЗЫ        АЗ — АС

 

5) Различение звуков занятия в словах. Называние предметных картинок, закрепление знания правил орфографии.

 

Логопед: Когда лиса и заяц построили свои избушки, они повесили над дверьми таблички. (Логопед выставляет на доску изображения двух домиков.) Над дверью одного висит звонок, а над дверью другого — наушники. Как вы думаете, что висело над дверью лисы? А над дверью зайца? Почему? (Потому что З – звонкий, а С – глухой).

Вот наши герои стали наводить порядок в своих домах. Лиса расставляла посуду. Но ее оказалось так много, что Лиса решила поделиться с зайцем. Как вы думаете, какую посуду лиса оставит себе, а какую отдаст зайцу?

 

Картинки: ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, самовар, тазик, заварочный чайник.

 

6) Физминутка.

Логопед: Вы отлично справились с заданием. Давайте немного отдохнем и разучим зарядку про лису, ежика и белочку.

Дети произносят текст и загибают, пальчики, начиная с большого.

 

У лисы в лесу глухом                      Под кустами еж колючий

Есть нора — надежный дом.             Нагребает листья в кучу.

Не страшны зимой метели             Есть у каждого свой дом,

Белочке в дупле на ели.                  Всем тепло, уютно в нем.

 

7) Закрепление умений словообразования существительных при помощи суффиксов.

 

Логопед: Лиса и заяц навели в домиках порядок и вышли поиграть на лесной лужайке. Вместе они придумали игру: лиса называет «большие» предметы, а зайчик будет превращать их в «маленькие». Помогите зайчику изменить слова Образец: глаз — глазик, таз — тазик…

 

Игра с мячом «Скажи ласково».

 

нос — …                          коляска — …                      коза — …

слон — …                        сказка — …                        роза — …

коса — …                         гнездо — …                        маска — …

арбуз — …                       краска — …                        сестра — …

 

8) Конструирование словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (Работа в индивидуальных карточках).

Логопед:

 

- Соедините подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика цветными линиями. Запишите одно словосочетание в тетрадь. Выделите буквы 3 – С разными цветами.

 

МОРОЗНЫЙ                                 ПУСТЫНЯ

ВЕСЕЛЫЙ                                     ЗАБОРЫ

ИНТЕРЕСНАЯ                             СМЕХ

ЗВОНКАЯ                                     ИГРА

ПОЛОСАТАЯ                               ПЕСНЯ

ВЫСОКИЕ                                    ВОЗДУХ

ЗНОЙНАЯ                                     ЗЕБРА

 

IV. Итог занятия.                                                            

Логопед: Напомните, какие буквы принесли с собой лиса и заяц? Какие картинки повесил каждый из них над своей дверью? Почему? Лиса и заяц прощаются с вами и благодарят вас за помощь. Им было очень весело провести с вами время.

 


Добавить комментарий