Конспект урока. Многозначные слова 2 класс. (2013-01-07)

План логопедического группового занятия по теме:

«Многозначные слова (имя существительное)».

II уровень.

 

Цель:

  1. Обогащение словарного запаса детей многозначными словами.
  2. Упражнять в согласовании имени существительного с именем прилагательным.
  3. Развитие связной речи и языкового чутья.
  4. Совершенствование навыков грамотного письма и общеучебных умений.

  1. I.       Организационный момент.
  2. II.    Основная часть занятия:
  1. Повторение пройденного на прошлом занятии.
  2. Соответствующая игра на тему.
  1. Обогащение словарного запаса детей многозначными словами.

а) Знакомство с понятием многозначности.

Ключ.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой,

И обычный ключ – дверной.

Скажи «родник» -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

Ключ от дверей тут не при чем.

Повторим, о каких ключах говорилось в стихотворении?

В нашем языке есть слова, у которых есть только одно (лексическое) значение: книга, телефон, луна. А есть слова, у которых таких значений несколько. Именно их мы называем многозначными словами.

 

б) Устная работа с карточками.

Логопед расставляет на доске по одной карточке из набора многозначных слов, дети вспоминают, какие еще могут быть значения у слова. Попутно выставляютя остальные карточки.

Колокольчик – звонок  (цветок).
Нос — у человека, (у парохода).
Хвост — у птицы, (у самолета, у животных).
Яблочко — маленькое яблоко, (мишень).
Глазок — глаз, (у картофеля, дверной).
Морж — северное животное, (закаленный человек).
Ручка — рука, (у двери, у посуды, для письма).
Шишка — на ели, (ушиб).
Ножка — нога, (у мебели, у гриба).
Спинка — спина, (у мебели).
Лисичка — зверь, (гриб).

Кисть – рука, виноград, художник.

Иголка – швейная, у ежа, у дерева.

Сумка – хозяйственная, у кенгуру.
Объединение нескольких значений в одном слове происходит по внешнему сходству или по способу использования предмета, по его функциональным характеристикам.

 

2. Составляем словосочетания с этими словами:

Колокольчик (лесной, звонкий), ручка (шариковая, медная, чистая), шишка (еловая, большая),  ножка (резная, тонкая), лисичка (хитрая, рыжая), иголка (острая, колючие, зеленые).

Работа в тетрадях.

 

Разминка: упражнение для развития ручной моторики.

 

Вот пятеро котят.

Один ушел – и нет его.

Ну нет его, и нет.

Котят осталось четверо.

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез –

Котят осталось трое.

Но где-то запищал

Мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал –

Осталось два котенка.

Один из них с мячом

В дверях исчез бесследно,

А самый умный – тот,

Оставшийся, последний,

Он к миске подошел

И, как и должно киске,

Лакать за пятерых

Стал молоко из миски

 

 

  1. Развитие связной речи и языкового чутья.

а) Читаем предложения и объясняем значения многозначных слов (детям предлагается раздаточный материал).

1.У колокола – язык. Колокол без языка нем.

2. Разведка закончилась тем, что поймали языка и привели его в штаб.

3. Врач попросил Вову показать язык.

4. На правом ботинке оторвался язычок.

5. Заливной язык – отличное блюдо на праздничном столе.

 

б) Дети слушают стихотворение, находят многозначное слово и объясняют его значения.

- Вот шофер какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил свою баранку.
А зачем крутил-вертел? -
Лучше взял бы да и съел!..

 

  1. Детям предлагается из заданных индивидуально каждому слов составить предложение (Можно облегчить задание, дав на карточках ключевые слова.

Например: ИГОЛКА

  1. Мама, пришить, иголка, пуговица.
  2. Сосна, зима, зеленая, иголка.
  3. Ёж, защищаться, иголка, враги.)

 

III. Заключительная часть.

О каких словах мы сегодня узнали? Все ли слова имеют несколько значений? Для чего в языке нужны многозначные слова?


Добавить комментарий