Откуда «растут ноги» у дизорфографии? (2013-01-10)

 764             Существует ряд нарушений письма у учащихся. Поговорим об одном из них – о дизорфографии. Как видно уже из названия, это нарушение связано с орфографией. Каким же образом? Орфография – это свод правил правильного написания слов. Приставка «диз-» имеет значение «отсутствие, нарушение, расстройство». Таким образом, дизорфография – это нарушение правильного письма..

              Проявляется данное нарушение в стойкой неспособности ученика освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. И родители, и педагоги при этом недоуменно говорят: «Правила знает, а применить не может». На практике это выглядит примерно так:

Количество ошибок у каждого ученика может быть разным, у одного их очень много. По сути, ученик пишет так, как говорит. У другого их количество может быть ограничено каким-то конкретными видами орфограмм, например, ошибками на безударную гласную или оглушение звонкого согласного звука в конце слова.

К слову, термин «дизорфография» еще достаточно молод. Ранее орфографические ошибки считались неспецифическими и не являлись предметом серьёзного изучения. Однако выявлялось большое количество детей, имеющих стойкое тотальное количество именно орфографических ошибок, причём, общих для этой группы детей.

В основном ученики испытывают трудности в обнаружении орфограмм, решении орфографической задачи. Последнее обычно требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально-грамматическим признакам. Дети с дизорфографией с трудом подбирают однокоренные слова, путая их с омонимами. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях. Нередко отмечаются случаи, когда учащиеся не могут запомнить словарные слова или делают это с трудом.

Значительную роль в возникновении таких ошибок играет невозможность волевого усилия сосредоточиться, переключить или распределить свое внимание, нарушение так называемой слухоречевой памяти. Причем в коротких словах ошибки допускаются реже, чем в длинных; в словах с одной орфограммой реже, чем в словах с несколькими. В сочинениях или изложениях орфографических ошибок больше, чем в диктантах. При диктовке целыми фразами ошибки возникают чаще, чем при пословной диктовке. То есть, чем более комплексным является акт письма, тем в большем количестве появляются орфографические ошибки.

Коррекция дизорфографии тем успешнее, чем раньше она выявлена. Профилактика может быть первичной и вторичной. Первичная профилактика заключается в своевременной диагностике и коррекции нарушения речевого развития у детей. Родителей должно настораживать появление первых слов после 1 года, фраз после 2-х лет; наличие церебральной патологии; билингвизм (двуязычие) в семье; социальная и педагогическая запущенность.Вторичная профилактика состоит в выявлении детей группы риска с поздним и аномальным развитием речи, с задержкой психического развития, выраженной незрелостью изобразительных способностей. С детьми, имеющими повышенный риск возникновения нарушений письменной речи, проводится коррекционно-профилактическая работа. Сюда же входит исправление фонетико-фонематических нарушений, подготовка руки к письму, индивидуализация темпов и методов обучения чтению и письму.


2 комментария на «“Откуда «растут ноги» у дизорфографии?”»

  1. check it out now:

    Занимательная интересная статья Да и в отличие от большинства других подобных советов воду в уши не льешь

Добавить комментарий