Почему увеличивается количество детей с речевыми нарушениями? (2013-01-10)

Дети            Уже ни для кого не является новостью, что количество детей с нарушениями речи каждый год увеличивается, Это факт. Каждый раз в начале учебного года я несколько опасаюсь, что могу не набрать необходимое мне количество детей. На деле же происходит обратное: детей с нарушениями приходит больше, чем может охватить логопед. Приходится создавать некую очередь из нуждающихся, или же – это более распространенный вариант, – набрать детей в группы в большем количестве, ибо в коррекционной работе с речевыми нарушениями очень важен фактор времени.

            В свете увеличения количества детей-речевиков всё чаще приходится задаваться вопросом: «Почему?». Современные врачи и педагоги составили внушительный список проблем, могущих привести к нарушениям в развитии речи.

В целом, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы, внутриутробные инфекции, и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо па­тогенного фактора, сами не исчезают и без специально организо­ванной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возмож­ные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особен­ностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Размышляя об этих причинах, я часто соглашаюсь с ними. Конечно, экология ухудшилась, качество питания населения тоже, огромное количество беременных женщин курит, здоровый образ жизни не в моде, какие-то остатки естественного отбора уходят в небытие на фоне достижений современной медицины. И все же, все же…

Задайтесь вопросом: сколько в среднем современный человек уделяет времени чтению книг и речевому общению? Сколько времени ваш ребенок лепит или вырезает (вместе с вами)? Как часто вы читаете книги ребенку?

В моем детстве (и это не столь отдаленное время) не было нескольких десятков телеканалов, их было два: первый и второй. Мультфильмы (причем советские, хорошего морального качества, с правильной, вежливой речью персонажей) шли по субботам и воскресеньям, но не весь день, а минут так тридцать. Дети моего детства просто вынуждены были читать, — и это давало свои плоды. Чтение элементарно развивает так называемую «орфографическую зоркость». Сколько детей читает сегодня? Дети приходят в первый класс и многие не знают таких сказок, как «Теремок» или «Три медведя». «Колобка», к счастью, пока еще знают…

Теперь общение. Как вы общаетесь в своей семье? Принято ли у вас беседовать о том, как прошел день? Разговариваете ли вы с ребенком, когда ведете его из сада или школы? Все чаще вижу, как родители разговаривают по телефону, ведя ребенка домой, или же подгоняют его на очередной кружок или секцию… Я не говорю, что не нужны кружки или секции. Но танцы в трехлетнем возрасте, английский для малышей и школы раннего развития не заменят вашему ребенку живого словесного общения.

Дворовые игры. Вспомните, родители, сколько игр было в вашем детстве? Какзаки-разбойники, чиж, музыкальный светофор, цветовой светофор… Да еще много чего! Все эти игры так или иначе подразумевали общение между детьми. Как дети общаются сегодня? Сидят на лавочке в сквере и играют в PSP или в телефоны… Дети мало двигаются и мало разговаривают. Современные технологии в виде компьютеров, айфонов, интернета плотно входят в нашу жизнь, но еще плотнее они затягивают современных детей. Трехлетки ловко кликают кнопками мыши, но с удивлением смотрят на юлу или волчок. Как факт: большинство детей пришедших в этом учебном году в первый класс не умеют играть в домино.

Итак, что же делать?

Читать детям. Через «нет времени» и «я устала». Читать, хотя бы по 15-20 минут в день.

Телевизор сводите к минимуму. 30 минут в день в будни и один полнометражный мультфильм по выходным. Качество того, что смотрит ваш ребенок, должно проверяться вами. Папа римский Иоанн Павел II говорил: «Если хотите воспитать детей, показывайте им советские мультики». Не стоит впадать в крайность и ограничивать детей только советскими мультиками, но в целом, иметь представление о том, что смотрит ваш ребенок и какие выводы делает из просмотренного, необходимо. Сюда же отнесем игры на телефоне, PSP или любой другой приставке. Ограничивайте их по времени.

Беседовать с детьми. О том, как прошел день, о его друзьях и неприятелях, о том, что он думает… Обо всем. Рассказывать о своем дне ребенку: что было хорошего и плохого, о чем вы сегодня думали, что вас радовало или огорчало…

Конструктор, пластилин, карандаши и фломастеры – лучшие друзья ваших детей. Чем лучше они умеют работать руками, тем меньше проблем у них будет с речью. Недаром известнейший педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня эта фраза несколько изменилась: «Речь ребенка находится на кончиках его пальцев».

Еще мне очень нравятся аудиосказки. Они навевают мне воспоминания о пластинках в моем детстве. Когда ребенок слушает сказку, а не смотрит, это развивает у него фонематический слух, слуховую внимательность, фантазию. Когда он смотрит мультик глазами – ничего воображать не надо, все образы перед глазами. Включайте ребенку песенки и детские стихи, словарный запас у него определенно будет


4 комментария на «“Почему увеличивается количество детей с речевыми нарушениями?”»

  1. Харлампий:

    Посты интересные, легко читабельные и полезные! Пишите больше! Спасибо!

  2. check it out now:

    За статью премного благодарен, все по делу, достаточно много кто это использует

  3. check it out now:

    А я считаю, что все это верно и очень точно подмечено!

  4. Спасибо. Прочитал с интересом, и вообще полезный у Вас блог

Добавить комментарий для Харлампий